Проект
развития
H-Clinic
Андрей Злобин
Практикум-16
Какой бизнес
H-Clinic – частная «инфекционка»
и специализированная аптека
2017 г. в.
Идеология
  • Основана пациентами для пациентов — знаем, как получить лучший из возможных результатов и в условиях ограниченных возможностей
  • Современные подходы к лечению — «Лечим ВИЧ-инфекцию так же, как ее лечат в Нью-Йорке, Берлине и Токио»
Экспертиза
  • Стали Университетской клиникой (клиническая база РУДН — обучение студентов, ординаторов, аспирантов)
  • Разбираемся в вопросах сопутствующих патологий
  • Не являемся «частным СПИД-центром», а работаем по всем инфекциям, которые можно прикрывать амбулаторно
Маркетинг
  • Имеем собственный ресурс для пациентов и доступ к закрытым ресурсам для пациентов
  • Выстраиваем вокруг себя сообщество пациентов (обучение, встречи с интересными спикерами)
  • Проводим обучение для врачей (не инфекционистов) по различным аспектам ВИЧ-инфекции
Финансы
  • Годовой оборот 90 млн рублей
  • Рентабельность 12%
Доли на рынке
  • 0,5% пациентов с ВИЧ (от общего числа в РФ)
  • Специализированные препараты — 90% розницы (52 млн рублей в год), от закупок государства — 2,1%
Идеи
Изменение
  • Расширение масштаба бизнеса
  • Подбор активного партнера стратегического инвестора, соответствующего плану развития
Развитие
  • Изменение системы оказания медпомощи в части лечения ВИЧ-инфекции
Ситуация
Пациенты с ВИЧ
  • С помощью препаратов имеют возможность контролировать заболевание, жить так же, как и люди без ВИЧ и не «заражать» других, ежедневно принимая три препарата
  • Пациентов более 1 млн с тенденцией к увеличению и изменению структуры пациентов
Игроки рынка
Центры СПИД
  • Лечат пациентов в своих стенах, через постановку на учет
  • Работают по устаревшим стандартам лечения, отставая от современных подходов на 10 лет
  • Недостаточно «закрывают» общесоматические проблемы
Держатель рынка — Минздрав
  • Закупает препараты и диагностику на 24 млрд рублей ежегодно, и распределяет между региональными СЦ
  • Препаратов не хватает — лечится около 50% пациентов
  • Препараты, используемые в РФ, устаревшие — современных препаратов закупается менее 10%
Регуляторы
  • Минздрав. Разрабатывает стандарты лечения (стандарты «заточены» под устаревшие препараты – дефицит средств). Определяет перечень препаратов для закупки.
  • ФАС. Регулирует и контролирует стоимость препаратов. «Топит» за импортозамещение
Другие игроки
Фармпроизводители и дистрибьюторы
  • «Импортозамещение» дает козыри для воспроизводства устаревших препаратов;
  • Современные препараты дороже устаревших (12 тыс рублей в год vs 15-40 тыс в месяц)
Выводы
  • Действия держателя рынка и регуляторов снижает качество лечения для конкретного пациента
  • Барьеры пациентов:
    • лечение ВИЧ-инфекции современными препаратами бесплатно
    • получение медицинской помощи в целом (стигма и отсутствие экспертизы)
  • Государство несет социально-экономические издержки
  • H-Clinic охватывает мизерный объем рынка
Проблема
  • Недостаточная для собственников норма прибыли
    Оказываемые услуги не имеют высокой стоимости:
    • Консультация специалиста
    • Лабораторные анализы
    • Аптека (наценка регулируется государством)
    • «Дорогих» пациентов перенаправляем в дружественные учреждения
  • Недостаточное влияние на изменение ситуации в стране
Схема средства
Тренды
Общие тренды
Развивается использование ИИ, интернет-вещей и других IT в здравоохранении
Развивается персонализированная медицина
В перспективе 5-7 лет государство перестанет финансировать здравоохранение напрямую
Пациенты с ВИЧ
  • 70% — не могут платить деньги за медпомощь, 20% — платят за сопутствующие патологии, 10% — могут платить за полный спектр медпомощи (ЦГ)
  • Становится больше социально-адаптированных пациентов
  • Готовы покупать препараты самостоятельно (многим не по карману)
  • «Стареют» и имеют общесоматические проблемы (решение которых выгоднее, чем лечение самой ВИЧ-инфекции)
  • Хотят быть обычными людьми
Игроки рынка
Фармпроизводители
  • Биг-фарма работает над пролонгами
  • На волне импортозамещения российская фарма захватывает рынок в РФ (только устаревшие препараты)
Держатель рынка – Минздрав
  • Увеличивает количество закупаемых препаратов за счет снижения цен (бюджет значимо не растет 10 лет, количество пациентов выросло в 10 раз)
  • Активно вовлекает частный мед бизнес в оказание услуг по ОМС (но ВИЧ — отдельным ПП РФ)
  • Очередной Нацпроект Здоровье повысит з/п врачам — увеличится отток в госсектор из частных клиник
Регуляторы
  • Минздрав
    Увеличивает разрыв между российскими (устаревшими) и современными стандартами лечения
  • ФАС+Минпромторг
    Обеспечивают меры поддержки российским производителям
Другие игроки
Дистрибьюторы
  • Инициируют или самостоятельно локализуют производство
  • Ускоряют выход в РФ современных препаратов
Естественные тренды/ Желаемое будущее
Если не меняться

  • Не влияем на ситуацию в стране
  • Через год окупимся
  • Упустим финансовые возможности или вступим в конкуренцию с сильным игроком

Желаемое будущее

  • Пациент с ВИЧ не является «изгоем» внутри системы здравоохранения
  • Сеть клиник с капитализацией 0,5 млрд рублей
  • Дистрибуция препаратов в розницу (оборот 0,7 млрд рублей)
  • Проводим клинические исследования на базе клиник
  • Курируем ключевые отраслевые инновации (проводим конференции, обучение специалистов, в клиниках обучаются 100 ординаторов в год)
  • Являемся частью холдинга, в котором можно оказывать «дорогую» мед помощь (50% продано за 0,25 млрд рублей)

Выигрыш/Разрыв
  • Доля рынка 10%
  • + 0,4 млрд рублей к капитализации
  • + 0,63 млрд рублей оборота в «лекарствах»
  • Лидеры отрасли, задающие тренд
  • Прибыль интересна собственникам
Реализуемость
  • Сейчас доля рынка 0,5% пациентов достигнуть 10% можно за счет увеличения географического присутствия и выхода на рынок клинических исследований (стоимость открытия подобной клиники в регионе РФ 6-10 млн рублей — оборотные средства + региональный партнер)
  • Увеличение капитализации и оборота лекарств — напрямую связано с ростом количества пациентов в медицинских сервисах
  • Имеем аккредитацию на проведение клинических исследований, базу для подготовки кадров и связи с международным научным сообществом
  • Запуск «горячей линии» (около 3 млн рублей + 1,5 млн год работы) возможен через НКО и привлечение целевого финансирования
Проектное решение
Увеличение трафика
+ 1 клиника в регионах
Запуск горячей линии
Выстраивание системы дистанционного наблюдения
Рост объема фармпродаж

+ 2 клиники
Дистрибьюция препаратов для розницы

Участие в мультицентровых КИ
Стратегическое партнерство
Подбор партнера и продажа части проекта
10% пациентов
ГЧП или изменение потоков финансирования
© 2019, Андрей Злобин Практикум-16